п в с ч п с в
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 

Стенограмма выступления исполняющего обязанности губернатора Челябинской области Б.А. Дубровского «О результатах деятельности правительства Челябинской области в 2013 году» 27 февраля 2014 года

Уважаемые депутаты Законодательного собрания!

Уважаемые южноуральцы!

Доклад главы региона традиционно подводит итоги года и ставит задачи на перспективу. Документ готовился в условиях смены региональной власти. Материалы к докладу с подробной выкладкой итогов года находятся у вас на руках. В своем выступлении остановлюсь на основных итогах с их краткой оценкой.

С момента моего назначения прошло чуть больше месяца. За это время проведен ряд важных встреч. По многим позициям достигнуто взаимное понимание, и сейчас определяются совместные шаги. Переходный период завершен. Людям нужны не лишние потрясения, а спокойная и ответственная программа действий.

Сразу оговорюсь, что изменения в Стратегию развития области до 2020 года будут представлены на рассмотрение в марте текущего года. Это сложный документ. И вы знаете, что он принимался в других условиях, в иной экономической ситуации. Поэтому коррективы неизбежны. Вокруг Стратегии идет активная полемика. Сколько людей, столько и мнений. Многое нужно взвесить, сформулировать реальные предложения с индикативными показателями, сроками, ресурсами. Но ключевые позиции остаются неизменными. Это рост качества жизни людей, подъем экономики, укрепление социальной сферы.

Вместе с тем политическая и административная система Челябинской области не может быть статичной. Она должна стать мобильной, гибкой, отвечать новым потребностям людей и вызовам времени. И соответствовать реальным экономическим и социально-правовым потребностям, чтобы по-настоящему эффективно работать.

Сейчас хочу отметить некоторые итоговые моменты, связанные с работой Правительства Челябинской области в 2013 году.

Прошедший год область завершила достойно. Она не находится в «разобранном состоянии». Не катится в пропасть, как утверждают некоторые критики. По большинству показателей наша область сохранила свои позиции на общероссийском уровне. По отдельным отраслям наши годовые показатели выше, чем в целом по стране.

Процентные показатели рассчитаны с учетом сопоставимых цен. Но мы понимаем, что статистика не может полностью учесть все отраслевые нюансы. К примеру, в металлургии за счет снижения цен на продукцию на мировом и внутреннем рынках снижались не только физические объемы, но и суммы оборота. В том числе по этой причине в течение года наблюдалась определенная стагнация промышленного производства. Важно преодолеть ее и к 2015 году выйти на устойчивые темпы роста. Это станет дополнительной гарантией выполнения программных майских указов Президента России и реализации обновленной Стратегии развития области.

При всех трудностях продолжалось обновление производственных фондов. За последнее десятилетие они модернизированы более чем наполовину; а в металлургии – более чем на две трети. Эти многолетние, планомерные инвестиции омолодили промышленный потенциал области. Укрепили ее позиции в национальной экономике и на мировом рынке.

Но это не должно быть поводом к самоуспокоению. Тревожным звонком в 2013 году стала ситуация на Златоустовском металлургическом заводе. Здесь давно не ступала нога инвестора. Новому руководству, собственникам предприятия придется сделать очень многое. Локальные проблемы на предприятиях могут возникать. Это не повод драматизировать ситуацию.

Процесс технического перевооружения происходит во многих секторах экономики. Прежде всего - в машиностроении, в оборонно-промышленном комплексе. Здесь есть время и ресурсы на модернизацию. Программа перевооружения российской армии рассчитана до 2020 года. За это время надо накопить потенциал по выпуску гражданской продукции. Она имеет хороший спрос на российском рынке.

Но руководители предприятий не должны занимать выжидательную позицию и рассчитывать на то, что «дяди придут и принесут деньги». Необходимо активно работать с потенциальными заказчиками. Снижать себестоимость продукции и издержки. Повышать производительность труда.

Так же положительные перемены произошли в производстве инновационной продукции в высокотехнологичных отраслях. В 2013 году существенный прирост в 25 процентов достигнут в производстве электротехники, электронного и оптического оборудования, приборов учета и контроля. Это говорит об устойчивом спросе на эту продукцию, чем уже успешно пользуются многие наши предприятия.

Серьезная нагрузка лежит на малом и среднем бизнесе. По итогам 2013 года доля малого бизнеса превысила четверть общего оборота Челябинской области. В 2013 году он превысил 2 триллиона рублей. Это позволяет нам оценить реальный вклад малых и средних предпринимателей в экономику области. Также на долю малого бизнеса пришлась шестая часть доходов областного бюджета. В нём работает сегодня около 600 тысяч южноуральцев – а это треть экономически активного населения области. В течение года оказана прямая финансовая господдержка для 647 малых и средних предприятий. Это позволило им создать 1800 новых и сохранить 10,5 тысяч прежних рабочих мест.

В 2013 году стартовала система патентов. Этой формой упрощенного налогообложения воспользовалось почти 2,5 тысячи предпринимателей.

Южноуральское село в минувшем году прошло, образно говоря, «огонь, воду и медные трубы». В начале лета почти всю область накрыла затяжная засуха. Затем в южных районах началось наводнение. Во многих хозяйствах оказались смыты и без того скудные посевы.

В аграрный сектор была направлена значительная государственная поддержка. В 2013 году она превысила 3,8 млрд. рублей (в 1,6 раза больше, чем в 2012 г.). Меня восхищает мужество и труд селян, которые обеспечили в сложнейших условиях настоящий «аграрный прорыв». По итогам года объемы продукции выросли на 17,4 процента, что позволило впервые достичь суммы в 88,5 млрд. рублей. Область произвела свыше 420 тыс. тонн мяса и вышла по этому показателю на 3-е место в стране.

Основные потери понесли зерноводческие хозяйства. Собрано немногим более миллиона тонн зерна. Но этот объем, во-первых, полностью закрывает годовую потребность области в муке. А во-вторых, обеспечивает плановые объемы областного семенного фонда.

И говоря «о медных трубах», это 63 южноуральских медали на Всероссийской выставке «Золотая осень-2013». Это высокая оценка труда южноуральских аграриев.

Еще одной точкой роста стало строительство. В 2013 году ввод в действие жилых домов увеличился на 6,3 процента. Построен 1 млн. 780 тыс. кв. м жилья. Из них свыше 900 тысяч – в Челябинске. Но это не значит, что спрос удовлетворен.

Цена жилья не должна расти. Для этого требуется внедрять новые строительные технологии и материалы, снижающие рост себестоимости без ущерба качеству. Рынок жилья не перенасыщен. Жилищный вопрос по-прежнему остро стоит в большинстве территорий.  Важно равномерно распределить строительную нагрузку по всей области. Прежде всего в средних по численности населения городах (Златоуст, Миасс, Озерск и т.д.)

Мной поручено Правительству области продумать и представить новые механизмы господдержки для стимулирования роста покупательской способности. Принять дополнительные меры по повышению доступности ипотечных кредитов. Но основные меры должны быть направлены на устранение негативных административных факторов. Прозрачной должна стать схема выделения участков под застройку и подведения сетей. Это одна из ключевых задач для правительства, муниципалитетов и уполномоченного по защите прав предпринимателей.

В области практически решена проблема обманутых дольщиков. На сегодня остался только один «проблемный дом» в Челябинске.

В плановые сроки проведено переселение людей в поселке Роза с борта Коркинского разреза. Это поручение Президента, и оно  полностью выполнено.

В текущем году мы продолжим участие области в ключевых федеральных программах. В том числе по сотрудничеству с федеральными фондами содействия жилищному строительству и реформирования ЖКХ. Благодаря такому сотрудничеству в 2013 году в области расселено 113 тысяч кв. метров ветхого жилья. Это на 25 % больше, чем планировали. И почти 3 тысячи семей справили новоселье.

Также при поддержке фонда реформирования ЖКХ ведется капитальный ремонт 166 многоквартирных домов, где проживают 14 тысяч человек. Люди реально почувствовали перемены к лучшему.

Сейчас ситуация поменялась. Жилищный Кодекс возлагает расходы на капремонт многоквартирных домов на собственников. Деньги должны копиться на специальном счете. И важно разъяснить людям: что надо делать и в чем преимущество той или иной формы управления средствами. Эту работу должны вести Правительство области, муниципалитеты и управляющие компании. Соответствующие поручения мною даны.

Безусловно, в коммунальной сфере по-прежнему много проблем. Зимой люди реагируют на них особенно остро. Авария на Троицкой ГРЭС, локальные проблемы в ряде других территорий показали, что дело не только в деньгах. Отрицательную роль играет утрата компетенций на местах, нередко допускаемая халатность. Многие службы до сих пор входят в зиму, словно в первый раз. Эту порочную практику нужно полностью прекратить.

Есть и положительные примеры. Например, замена неэффективных и устаревших котельных, особенно в небольших населенных пунктах, с привлечением частных инвесторов. За три года в области заменено 116 котельных. В том числе 29 котельных в 2013 году. В перечне неэффективных теплоисточников остается еще 72 объекта.

В текущем году будет продолжена реализация крупных проектов в энергетике по созданию новых генерирующих мощностей. На новой Южноуральской ГРЭС завершен первый энергоблок и строится второй. Мощный и уникальный в современной России 10-й энергоблок появится на Троицкой ГРЭС. Три новых установки планируется ввести на ЧГРЭС.

Также важно, что не свернута областная целевая программа энергосбережения и повышения энергоэффективности. Она предполагает ежегодно снижать на 4 процента энергоемкость валового регионального продукта при его планируемом постоянном приросте.

Валовой региональный продукт в области за 2013 год достиг 885 млрд. руб. Годовой прирост составил 1,5 процента (Россия - 1,3 процента).  Скорей всего, примерно такие темпы прироста валового продукта сохранятся в последующие годы.

В 2013 году почти 10 млрд. рублей направлено в дорожное строительство. Анализ показал, что в договорах с подрядчиками основной акцент нужно делать на содержании дорог после окончания их строительства. Тогда возрастает ответственность за качество. В перспективе нужно переходить на заключение «контрактов жизненного цикла».

Мы понимаем, что не просто строим дороги. Сокращается экономическое расстояние между регионами, предприятиями, людьми. Региональная логистика является важным условием конкурентоспособности области. Новый импульс для ее развития должна придать реализация проекта транспортно-логистического комплекса «Южноуральский». Мы должны представлять наши преимущества в случае его воплощения. И не «в целом по области», а в разрезе конкретных территорий и предприятий.

Необходимо закрепить успехи в привлечении иностранных инвестиций. В 2013 году их объем увеличился более чем на 11 процентов и превысил 3 млрд. долларов.

Внутренние российские инвестиции значат еще больше. Основной инвестор здесь, в России. Это залог стабильности и фактор экономической независимости – при всех плюсах интеграции в мировой рынок. Для области год завершился по рублевым инвестициям с приростом в 3,2 процента. Их суммарный объем составил 211 млрд. рублей (впервые за все время превышена планка в 200 млрд. руб.).

Эта работа будет продолжена. В области полностью внедрен  Стандарт деятельности органов власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. Теперь важно, чтобы оценку экспертов подтвердила практическими делами власть, инвесторы и бизнес-сообщество в целом.

Области подтверждены высокие рейтинги с прогнозом «Стабильный» сразу двумя международными рейтинговыми агентствами (Стандарт энд Пурс и Фитч Рейтингс). В рейтинговой лестнице регионов страны мы среди лидеров. Нас обгоняют лишь такие мощные субъекты, как Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Ямал. Эта высокая оценка позволяет нам более уверенно работать с нашими финансовыми партнерами.

Уважаемые депутаты!

В текущем году реализация намеченных планов будет идти в условиях бюджетного дефицита, который составляет 12,3 млрд. рублей. Сумма государственного долга превышает 23,3 млрд. рублей. Значительная часть этой суммы (11,8 млрд. руб.) приходится на госгарантии. Требования к предоставлению гарантий необходимо законодательно ужесточить. А пока – объявляю мораторий на их выдачу. Он абсолютно не касается гарантий по другим кредитам. Например, на развитие малого бизнеса из средств областного Гарантийного фонда. Все понимают, о чем и о ком идет речь.

В течение года достаточно эффективно выстраивалась работа с федеральным центром. Объем переданных области средств впервые за все время превысил 24 млрд. рублей. Мы благодарны Президенту и Правительству России за эту поддержку. Работа с федеральным центром будет выстраиваться еще более эффективно. Нужно качественно готовить предложения, чтобы их одобрили.

В 2013 году расходы консолидированного бюджета области впервые достигли почти 144 млрд. рублей. Из них треть направлена на выплату зарплаты работникам бюджетной сферы. Вовремя выполнен Указ Президента по повышению зарплаты учителям до средней в экономике региона. К этой достаточно высокой планке, превысившей в конце года 25 тыс. рублей, привязаны, с разной пропорцией, зарплаты многих категорий  бюджетников.

Областной бюджет 2014 года на 73 процента имеет социальную направленность. За каждой статьей расходов стоит конкретный человек. Безусловными статьями расходов остаются выплаты детских пособий, оплата лекарств, все ветеранские льготы, поддержка инвалидов, многодетных семей, детей-сирот. Ревизии социальной политики в регионе не будет.

Большинство людей встречает новое настороженно. Примерно так люди оценили идею о введении в области социальной нормы энергопотребления. Недавно на уровне Правительства страны предоставлено право регионам самим определять сроки перехода к соцнорме. Мы воспользовались «правом на отсрочку», чтобы еще раз все взвесить и принять справедливое решение.

Уважаемые депутаты!

Несмотря на экономические трудности и не всегда эффективное расходование средств, область, в целом, не утратила высокие параметры социальной политики.

На сегодня в области один из самых низких за послекризисные годы уровень безработицы – 1,4 процента. В некоторых муниципальных территориях этот показатель менее одного процента. Но я полагаю, что реально он выше, с учетом так называемой «скрытой», нерегистрируемой безработицы. При этом работа в области есть, региональный банк вакансий практически равен числу зарегистрированных безработных. К тому же, часть «официальных безработных» имеет подработку в дополнение к государственному пособию.

Это не значит, что можно успокоиться и сидеть, сложа руки. Есть территории с высокой безработицей. Там следует вести точечную работу, с учетом опыта программы поддержки городов с монопрофильной экономикой. Есть позитивный опыт по городу Сатка, где многие проблемы были обращены в  задачи и выполнены.

Наличие работы положительно сказалось на денежных доходах населения. Они выросли почти на 9 процентов, а среднемесячная зарплата увеличилась более чем на 8 процентов (до 25,8 тыс. рублей). За исключением редких случаев, в прошлом осталось понятие «просроченной зарплаты». Все это дает людям возможность просчитывать завтрашний день, планировать семью. Это уже сказалось на рождаемости. В 2013 году на свет появилось 49 тысяч 325 малышей.

С опережением годовых индикативных показателей проводилась работа по ликвидации дефицита мест в детских садах. Уровень доступности дошкольного образования у нас один из самых высоких в стране. В группе детей от 3 до 7 лет охват составляет почти 97 %. В прошлом году было дополнительно создано свыше 6 тысяч детсадовских мест. Будем стараться выдерживать такие темпы, чтобы ликвидировать дефицит до 2016 года. То есть, в установленные сроки выполнить еще одно важное поручение Президента страны. Пользуясь этой трибуной, хочу обратиться к южноуральцам: мы сделаем все, чтобы детских садов было больше, а вы сделайте так, чтобы было больше детей.

Повышение зарплаты учителям практически решило проблему с дефицитом педагогов в школах. За последние годы учительский состав существенно помолодел. В сентябре 2013 года в школы пришло 700 молодых специалистов. Это хорошо. Молодые специалисты больше нуждаются в поддержке. Особенно в профессиональном и материальном плане.

В прошлом году на Южном Урале впервые выдано 250 сертификатов молодым учителям на приобретение жилья. Это сделано в рамках майского указа Президента № 600 – одного из самых важных и долгосрочных. Сейчас стоит задача закрепить специалистов в сфере дополнительного образования, детского технического и художественного творчества, профориентации. Это помогает детям более осознанно сделать выбор жизненного пути.

Постепенно устраняется перекос между рабочими и сервисными специальностями. Учреждения начального и среднего профессионального образования стремятся отвечать экономическим потребностям региона. Это подтверждает тот факт, что в  области один из высоких уровней трудоустройства выпускников – 73,6 %. На 16 % выше, чем по стране.

Но дефицит рабочих, инженерных кадров по-прежнему остается высоким. Считаю, что областная концепция профориентационной работы слабо подкреплена практическими мероприятиями. Это будет исправлено, с учетом мнений самих работодателей.

В апреле этого года Челябинская область будет чествовать победителей финала конкурса профессионального мастерства «Славим человека труда». Есть пример проведения подобной церемонии в прошлом году в Нижнем Тагиле. Считаю важным у нас дать возможность достойно себя показать каждому участнику. Мы пригласим на церемонию будущих выпускников колледжей. Надеемся, что это даст им возможность еще до диплома получить хорошее предложение по работе.

Ситуацию в системе здравоохранения оцениваю неоднозначно. С одной стороны, за последние три года на ее модернизацию направлено свыше 15 млрд. рублей. Эта весомая сумма была изначально нацелена на качественный прорыв. Анализ реализации хода госпрограммы еще предстоит сделать. Далеко не по всем проектам дела шли гладко. Хотя в 2013 году отремонтировано почти 130 объектов здравоохранения, в учреждения поставлено свыше 1700 единиц оборудования. Но говорить о том, что здравоохранение у нас принципиально преобразилось, преждевременно. Люди по-прежнему жалуются на долгие часы ожидания в очередях. Нередки случаи, когда нужно ждать недели, чтобы пройти необходимое бесплатное обследование.

Позитивные перемены, конечно, есть. Более 370 тысяч работающих южноуральцев прошли диспансеризацию и углубленные медицинские осмотры. Многие жители области получили высокотехнологичную медицинскую помощь. Второй год у нас естественный прирост населения (в 2012 году – 470 чел., в 2013 году – 769 чел., за год рост более чем  в полтора  раза). Эту тенденцию надо сохранить и усилить, с учетом всех факторов, не только медицинских.

По-прежнему остается сложной экологическая ситуация. Особенно в крупных промышленных городах. Ясно, что экологические программы при модернизации производства за день не делаются. На Магнитогорском металлургическом комбинате за последние пять лет в экологические мероприятия вложено почти 7 млрд. рублей. И при этом комбинат не избавился от критики. Есть еще ряд предприятий, которые наращивают расходы на экологические мероприятия. Нужно подумать, как область может их стимулировать.

Эта важная тема будет обсуждена отдельно. Комплекс мер по усилению экологической безопасности детализован в Плане мероприятий по реализации региональной Стратегии развития. Он будет корректироваться по мере необходимости, с учетом возможностей предприятий и мнения экспертного сообщества.

Нам с вами нужно быть готовыми к росту требований южноуральцев к качеству «среды обитания», качеству повседневной жизни. Это объективный процесс. И все свои достижения власть должна измерять одной меркой: что это дало жителям Челябинской области? Насколько улучшилась их жизнь и стала ли она комфортнее?

Приведу пример. Уже несколько лет в области формируется электронная система оказания государственных услуг и межведомственного взаимодействия. С филиалами действует 23 многофункциональных центра, которые должны работать в формате «одного окна». Потрачены десятки миллионов рублей. Люди ожидают адекватной отдачи.

В целом она имеется. Но есть случаи, когда, условно говоря,  из десяти окон работает два-три, и люди стоят в очереди. В эту систему также будем вносить изменения, чтобы сделать работу центров более согласованной. Важно сделать это без дополнительных затрат, в рамках имеющихся кадров и материально-технической базы. 

Особое внимание обращаю на работу органов местного самоуправления, муниципальных учреждений. Как справедливо отметил в своем Послании Владимир Владимирович Путин, это самая близкая власть к людям. Она должна быть устроена так, чтобы любой гражданин мог, образно говоря, дотянуться до нее рукой.

В работе с муниципалитетами сохранятся положительные наработки прежних лет. Продолжится их участие в областных программах. При этом постараемся сделать подходы к распределению финансовой помощи более справедливыми.

Это касается в том числе строительства новых социальных объектов. Просьбы помочь ко мне уже поступают. Озвучу свою позицию. Любое решение должно быть максимально взвешенным и проработанным. Поддержу, если будут максимально задействованы ресурсы местного бюджета. Если есть возможность федерального финансирования. А если это «расходная часть» чьей-то избирательной кампании – отношение будет иным. Кто обещал, тот пусть и выполняет. Надо быть честными перед людьми.

Области нужно готовиться к возможным изменениям в местном самоуправлении. У нас муниципальная карта области остается калькой с советской карты административно-территориального деления. Необходимо серьёзно подумать, нужно ли нам иметь столько муниципалитетов, как сейчас?

Это касается не только сельских поселений, где процесс объединения также идет со скрипом. У людей накопилось немало претензий к работе администраций муниципальных районов. В ряде территорий в «административный футбол» продолжают играть главы районов и поселений. Из-за этого произошел ряд коммунальных эксцессов. В ряде мест после передачи многих полномочий на уровень области местным органам просто не чем стало заниматься. Такое положение вещей дискредитирует основные принципы местного самоуправления, снижает доверие людей к институту власти в целом.

Уважаемые депутаты!

Нам предстоит достаточно сложный, но в целом интересный, рабочий год. Он объявлен Годом российской культуры. Президент неоднократно отмечал, что для успешного развития страны необходимо создать новый социальный контекст. В нем инновации будут тесно сопряжены с творческой свободой, духовным здоровьем, национальной культурой.

Календарь событий на 2014 год в области достаточно насыщенный. Предстоит ряд значимых культурных мероприятий, в том числе музыкальный фестиваль «Денис Мацуев представляет…». На Южном Урале он проходит с аншлагом, и мы продолжим эту традицию. Среди спортивных мероприятий ключевым станет Чемпионат мира по дзюдо, который область примет через полгода.

Немало мероприятий посвящено 80-летию Челябинской области. Юбилейный год – это хороший повод еще раз оценить богатый потенциал нашей области. Найти новые ресурсы для развития, воплотить задуманное, сказать спасибо ветеранам.

Как высшее должностное лицо области, мне приходится часто говорить: «я поручил», «я решил». Это особенность единоначалия, присущего исполнительной власти. На деле же ни одно решение не будет приниматься в одиночку или «в кулуарах власти». В своих решениях власть будет опираться на мнение широкого круга независимых экспертов, не связанных с аппаратом. Этого, считаю, не всегда хватало в работе областного Правительства в 2013 году.

Надо перестраиваться. Привлекать к совместной работе институты гражданского общества. Приглашать к диалогу политические партии и общественные организации. Сейчас происходит обновление Общественной палаты Челябинской области. Надеюсь, что работа Палаты в новом созыве станет более активной и предметно связанной с реальными проблемами общества.

Власть должна быть открыта для конструктивного и тесного взаимодействия со средствами массовой информации. Они по-прежнему остаются надежным механизмом общественного контроля. При этом в работе СМИ должны соблюдаться принципы объективности и корректности, уважительного отношения к позитивным переменам.

Уважаемые депутаты и члены Правительства!

В текущем году южноуральцы ждут от нас взвешенных решений. Эффективной, заметной динамики в развитии области. Качественной  отдачи от работы исполнительной и законодательной власти.

Рассчитываю на вашу поддержку и дальнейшую совместную работу.

Спасибо за внимание!

 

Исполняющий обязанности

Губернатора Челябинской области Б.А. Дубровский

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER